Порочная муза, вдохновившая Дюма-сына на новый литературный подвиг

Историю Мари Дюплесси и Дюма-сына можно было бы посчитать тривиальной, если бы не их пронзительные чувства, которые нашли отражение в «Даме с камелиями». Немало куртизанок становились музами известных личностей, но Дюплесси была так прекрасна и так больна, что стоит отдельного рассказа.

Мари Дюплесси и Дюма-сын

Падшая муза

Дюплесси увековечил не только Дюма. По мотивам его романа о Мари Верди написал великолепную «Травиатту». Название пьесы трактовалось как «падшая» или «заблудшая», что вполне отражало биографию женщины.

Мари была настоящей куртизанкой. В 19 веке эта каста женщин вращалась в Высшем свете, но за их любовь графам и князьям приходилось раскошеливаться. Все дамы, которые сумели стать куртизанками, а это было не так легко, обладали красотой, утонченностью и умением балансировать на границе порока и аристократизма.

От рождения муза Дюма носила имя Альфонсина. В ее фамилии не было благородной приставки. Ее называли просто Плесси.

Мари Дюплесси. Акварель работы Камиля Рокплана

Девушка сама добавила приставку к фамилии и взяла новое имя. В раннем возрасте отец Мари продал ее за бутылку то ли цыганам, то ли владельцу ресторана. Крестьянин сильно продешевил, продавая дочку за выпивку. Его Альфонсина была подлинной красавицей. Она напоминала статуэтку из фарфора со своими темными волосами и розовато-бледной кожей. Взгляд темных глаз Мари был величавым, а рост считался высоким.

Первый покровитель быстро наигрался с девушкой и выбросил на улицу. Но в бордель прекрасная Мари не попала. Она внезапно объявилась в Париже, где стала трудиться модисткой.

Вкус у девушки с улицы был отменным. Любовники Мари отмечали ее манеры и красоту, поэтому помогали ей пробиваться через тернии парижского общества к аристократическим звездам.

 Мари Дюплесси, картина Эдуарда Вьено

Испорченный отцом

Не стоит удивляться тому, что Дюма-сын увлекся Мари. У них было много общего. Оба родились в 1824, оба жаждали оказаться на «вершине мира». Да и снобизма обоим было не занимать.

Младшенький Дюма всю жизнь страдал от того, что его мать была простолюдинкой. Отец признавал родство с ним, но особо сына не баловал. Невысокое происхождение мешало Дюма во время учебы, его дразнили. Но когда юноша подрос и понял, что превратился в светловолосого красавца, все комплексы отошли на второй план.

Его вечное стремление доказывать что-то отцу перешло из литературной плоскости в плоскость личных отношений. Александр стал буквально коллекционировать любовные победы, ведь его отец слыл знатным ловеласом.

Тут-то строгий папаша должен был одернуть сына и наставить на путь женитьбы, но Дюма-старший поощрял многочисленные романы отпрыска.

Неизвестно, где Дюма-сын познакомился с несравненной Мари, но встреча с ней всколыхнула в нем бурю эмоций. Уже тогда в свете проворную куртизанку звали «дамой с камелиями». Она носила белый цветок в вырезе платья все время, пока была готова к встречам с мужчинами. Если в вырезе Мари появлялся красный бутон, то все встречи отменялись. Камелии куртизанка выбрала из-за того, что они не пахли. Ее туберкулез обострялся от запахов любых цветов.

А. Дюма-сын Портрет кисти Месонье

Недолгий союз

Даже для куртизанки, к которым общество выдвигало особые требования, Дюплесси была умна. Она виртуозно играла на фортепиано, изящно и вдохновенно читала стихи и умела поддержать беседу на любую тему. Это в ней Дюма и обожал.

Роман Мари и Александра не продлился до смерти куртизанки. Они расстались немного раньше. Дюплесси умела спускать баснословные суммы на развлечения и наряды, но и жертвовала на благотворительность не меньше. Еще куртизанка регулярно посещала церковь, где у нее была специальная скамеечка, оббитая бархатом.

К негативным чертам Дюплесси можно было отнести лживость. Мадемуазель предпочитала иметь трех любовников за раз, а Дюма жаждал быть единственным. Когда он ловил пассию на лжи, она улыбалась и говорила, что не может отказаться от денег.

По одной из версий расставание с дамой сердца тяжело далось писателю. Но он больше не мог оплачивать ее счета и терпеть измены. После литератора куртизанка сдала свое сердце в аренду композитору Листу.

 Жан-Шарль Оливье Портрет мари Дюплесси, "Дама с Камелиями"

Под конец жизни Мари вышла за графа Перрего. Поговаривали, что граф пожалел сильно болеющую женщину и вступил с ней в брак, чтобы позаботиться о Мари в последние месяцы. В 1847 году красавица-графиня скончалась.

Имущество прославленной куртизанки отошло за долги. Остаток средств был передан племяннице с одним условием: она никогда не будет жить в Париже, ведь столица погубила Дюплесси.

Дюма пережил возлюбленную на четыре десятка лет. А его роман и музыка, написанная по мотивам романа, живы и сегодня. Жизнь Дюплесси до сих пор не дает никому покоя. После музыки и романа на эту тему начали снимать кино. Последний шедевр вышел в 2011 году. Трагичная судьба девочки из французской провинции будоражит людей вне времени и географии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История — это интересно
Ваш комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: